Тюменцева Ольга Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ №43 «Лесная сказка», г.Сургут
Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. Старайтесь не отвлекаться во время чтения. Создайте ритуал чтения перед сном. Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, развивается связная логическая речь. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки. С помощью сказки вы сможете развить у ребенка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора. Каким образом сказка воспитывает? В сказке важные для детей понятия даны образно. Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач. Через сказку ребенок познает свое место в этом мире. Сказка формирует характер, воспитывает душу. Сказки развивают воображение и фантазию. Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам. Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения. Сказка – это занимательный урок нравственности. Рекомендации по подбору сказок. В возрасте с 2 до 3,5 лет - классические детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка». Спустя некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка». В 3 года происходит осознание ребенком собственного «Я». Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца для подражания (желательно одного пола с ним). Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить. Практические рекомендации: 1.Рассказывайте или читайте сказки вслух. 2.Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать. 3.Рисуйте любимых персонажей. 4.Любимых сказочных героев можно сделать из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной бумаги и других. 5.Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды. 6.Разыграйте диалог по ролям, имитируя действия и голос героев. 7.Попробуйте разгадывать сказки. 8. Выберите из знакомой книги со сказками картинку, попробуйте с ребёнком рассказать сказку по памяти. 9. Возьмите игрушку-героя из любой известной сказки и попробуйте всей семьей придумать рассказ о нем. Сказав одно предложение, передайте игрушку другому члену семьи, чтобы он продолжил рассказ. У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать: - Волю — сложное и многогранное качество личности. - Веру в себя — умение противостоять неудачам. -Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях. - Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду. - Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели. - Обязательность — умение держать слово. - Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем. - Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения. -Доброту и честность. Подготовила: учитель-логопед Яруллина Лариса Халиулловна 4 декабря 2022 в 10:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.